Спад производства в российском машиностроении, начавшийся в прошлом году, сохранялся и в 2015 году. При этом темпы спада существенно увеличились по сравнению с прошлым годом. Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в январе-сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11,0%, что стало самым низким результатом для этого периода за последние шесть лет.
В текущем году оборонный заказ не сыграл такой положительной роли для машиностроения, как в прошлом году. Во всяком случае, те машиностроительные подотрасли, которые за счет оборонного заказа продемонстрировали рост в 2014 году, в текущем году, напротив, существенно сократили выпуск продукции. В частности, глубокий спад зафиксирован в производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств. При этом, согласно данным агентства "Infoline-Аналитика", по итогам девяти месяцев 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, построенных на российских верфях, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20% до 98 единиц, а совокупный тоннаж сданных судов снизился почти в 2,8 раза — с 327 тыс. до 117,5 тыс. тонн.
Вместе с тем в текущем году наблюдается стимулирующее влияние фактора импортозамещения. В частности, за счет этого фактора в двух из двенадцати машиностроительных подотраслях отмечен рост производства — в станкостроении и в производстве медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов.
Особенно примечателен рост производства в станкостроении, которое в условиях низкого инвестиционного спроса, как правило, снижает выработку, но в текущем году продемонстрировало рост, вопреки снижению инвестиций в основной капитал. При этом увеличение производства произошло по всем основным видам станочной продукции. В том числе, производство кузнечно-прессовых машин выросло в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,1 раза до рекордного за последние несколько лет уровня, деревообрабатывающих станков — на 8,0%, металлорежущих станков — на 5,6%.
Заслуживает внимания тот факт, что в станкостроении, несмотря на вялый инвестиционный спрос, сейчас открываются новые предприятия с участием иностранного капитала. В частности, в октябре в Ульяновской области введен в эксплуатацию станкостроительный завод германо-японского концентра DMG MORI. Как отмечается в презентации проекта, это первый в постсоветской России случай открытия нового станкостроительного завода. Данный факт также можно рассматривать, как следствие фактора импортозамещения.
Впрочем, действие этого фактора имело далеко не повсеместный характер. Во всех остальных машиностроительных подотраслях спада производства избежать не удалось, при этом темпы спада были преимущественно больше, чем в прошлом году. В двух машиностроительных подотраслях спад производства в отчетном периоде составил более 20% — это производство прочего оборудования общего назначения и производство автомобилей, прицепов и полуприцепов. В первом случае снижение обусловлено сокращением внутреннего спроса на строительную технику, вследствие падения работ в строительном секторе на 8,3%. Во втором случае спад вызван преимущественно снижением потребительского спроса на легковые автомобили вследствие сокращения доходов населения и потребительского кредитования.
В нефтяном машиностроении фактор импортозамещения также мало проявил себя, хотя нефтегазодобывающее оборудование попало под санкции Запада. Например, производство станков-качалок для использования в нефтяной промышленности снизилось в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20% до 618 штук, установок буровых для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения — на 18,0% до 347 единиц, установок бурильных самоходных — на 38,3% до 127 штук.
Наряду со снижением инвестиционного и потребительского спроса негативное влияние на производственные результаты машиностроительных отраслей в текущем году оказали повышение процентных ставок по кредитам, а также резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего, на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, в IV квартале спад производства в машиностроительном секторе может замедлиться, однако в целом по итогам 2015 года спад составит не менее 10%. При этом эксперты РИА Рейтинг надеются, что в 2016 году динамика производства улучшится за счет фактора низкой базы и более благоприятной конъюнктуры на отдельных рынках машиностроительной продукции. В частности, ожидается улучшение динамики производства в железнодорожном машиностроении, так как в последнее время наблюдается снижение избытка грузовых вагонов на внутреннем рынке. Также за счет фактора низкой базы возможно снижение темпов спада или даже выход в слабую положительную динамику в некоторых других машиностроительных подотраслях.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения по итогам девяти месяцев 2015 года приведены в бюллетене "Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2015 года", подготовленном экспертами Рейтингового агентства "РИА Рейтинг".